Корпоративные информационные системы

Основы и основные понятия корпорации и КИС

1.1 Сущность корпоративного управления

В условиях современных рыночных отношений широкое развитие получил крупномасштабный бизнес, которому свойственны формы организации на основе объединения предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы, к которым относятся:

  • корпорации,
  • хозяйственные ассоциации,
  • концерны,
  • холдинговые компании,
  • консорциумы,
  • конгломераты
  • синдикаты,
  • финансово-промышленные группы итд

Термин корпорация происходит от латинского слова corporatio — объединение.
Корпорация обозначает объединение предприятий, работающих под централизованным управленкм и решающих общие задачи.

Корпоративное управление определяется как система взимоотношений между аукционерами, советом директоров и правлением, определенным уставом и регламентов и официальной политикой компании, а также принципом главенства права на основе принятой бизнес модели.

Бизнес-модель — это описание предприятия, как сложной системы, с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все отбъекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существющая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционарования системы. Форма представления бизнес-модели и уровня ее детализации определяются целями моделирования и принятой точки зрения.

Информационная модель — подмножество бизнес-модели, описывающее все существующие (в том числе не формализованные в документальном виде) информационнаые потоки на предприятии, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех лементов информационного поля.

Информационна система (ИС) — это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информаионно-докуменальными потоками, включающая в себя следующие обязательные элементы:

  • Информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных, итд
  • Регламент развития информаонной модели и правила внесения в нее изменений.
  • Кадровые ресурсы (департамент равития, привлеаемые консультанты), отвечающие за формарование и развитие информационной модели.
  • Программное обеспечение, конфигурация которого соответсвует требованиям информационно модели (программногое обеспечение явлется основным движителем и, одновременно, механзмом управления ИС). Кроме того, всегда существуют требования к поставщику программного обеспечения, регламентирующие процедуру тихнической и пользовательской поддержки на протяжении всего жизненного цикла.
  • Кадровые ресурсы, отвечающие за настройку и адаптацию программного обеспечения, и его соответсвие утвержденной информационной модели.
  • Регламент внесения изменений в настраиваемые структуры (специфические настройски, структуры базы данных итд) и конфигурацию программного обеспечения и состав его фнкциональных модулей.
  • Аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации программного обеспечения (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналаы телекоммуникаций, системное программное обеспечение и СУБД).
  • Эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы.
  • Правила пользования программного обеспечения и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификацию пользователей.

Ресурсы корпораци включают:

  1. материальные (материалы, готовая продукция, основные средства)
  2. финансовые
  3. людские (персонал)
  4. знания (ноу-хау)
  5. КИС

Система управления любой компании включают три основыне подсистемы:

  1. Планирование продац и операций. Это общий план функционаирования предприятия, устанавливающий объемы изготовления готовой продукции. Главным здесь является планирование спроса и оценка ресурсов, необходимых для удовлетворения спроса. Здесь же создаются основной проиводственный план, определяющий, какие изделия, в каком количестве и в какие сроки нужно произвести.
  2. Детальное планирование необходимых ресурсов (материлов, производственных мощностей, трудовых ресурсов итд). Составленный план определяет время и объем заказов для всех материало и комплектующих, неоходимых для реализации основного производственного плана.
  3. Управление исполнением плано в процессе производства закупок (снабжения).

Все эти подсистемы реализуются на основе КИС.

Корпоративные информационные системы (КИС — это интегрированные системы управления в территориально распределенной корпорацией, основанные на глубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки и принятия решений, электронном документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии.

Корпоративная информационная система — это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации.

Главная задача КИС — эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально техническими, финансовыми, технологическими и интелектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

КИС по свему сосаву — это совокупность различных программно аппаратных платформ, универсальных и специализированных прилоений различных разработчиков, интегрированных в единую информационн-однородну систему, которая наилучшим образом решает в некотором роде уникальную задачу конкретного предприятия. То есть, КИС — человеко-машинна система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:

  • Накапливать определенный опыт и формализованные знания;
  • Постоянно совершенствоваться и развиваться;
  • Быстро адаптироваться к изменяющимся условим внешней среды и новым потребностям предприятия.
  • Требования к КИС

    1. Функциональная полнота системы
    2. Надежная система защиты информации
    3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы
    4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях
    5. Обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации.
    6. Возможность консолидации информации
    7. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации.

    Функциональная полнота системы

    — выполнение международных стандартов управленческого учета MRP, II, ERP, CSRP.

    — автоматизация в рамках системы решения задач планирования, бюджетирования, прогнозирования, оперативного (управленческого) учета, бухгалтерского учета, статического учета и финасового-экономического анализа

    — формированиие и ведение учета одновременно по российским и междунарлдным стандартам

    — количество однократно учитываемых параметров деятельности организации от 200 до 1000, количество формируемых таблиц баз данных — от 800 до 3000.

    Система защиты информации

    — парольная защита система разграничения доступа к данным и реализуемым функциям управления

    — многоуровневая система защиты данных (средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регстриция времени ввода и модификация данных)

    Инструментальные средства адаптации и сопровождения системы

    — изменения структуры и функций бизнес-процессов

    — изменение информационного пространства

    — изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации

    — изменение организацоннного и функционального наполнения рабочего места польователя

    — генератор произвольных отчетов

    Возможность консолидации информации

    — на уровне организации — объединение информации филилов, холдингов, дочерних компаний итд

    — на уровне отдельных задач — планирования, учета, контроля итд

    — на уровне временных периодов — для выполнения анализа финансово-экономических показателей за период, превыщабщий отчетных

    Специальные средства анализац состояния системы в процессе эксплуатации

    — анализ архитектуры баз данных

    — анализ алгоритмов

    — анализ статистики количества обработанной информации

    — журнал выполненных операций

    — список работающих серверов

    — анализ внутрисистемной почты

    1.2 Роль корпоративной вычислительной сети в корпоративных информационных системах

    Для эффективного управления крупными организациями, имеющими большое количество филиалов, строится корпоративная вычислительная сеть, на основне которой формируется корпоратиная информационная система (КИС).

    Корпоративная вычислительная сеть — это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействущих локальны вычислительных сетей струкртурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

    Построение корпоративной вычислительной сети обеспечивает:

    • Реализацию унифицированного доступа специалистов различных подразделений крупных предприятий к коммуникационным ресурсам;
    • единое централизованное управление, администрирование и техническое обслуживание информационно- коммуникационных ресурсов;
    • организацию доступа к структурированной информации в режимах on-line и off-line;
    • организацию единой системы электронной почты и электронного документооборота;
    • защиту электронной почты на основе международных стандартов с созданием защищенных шлюзов в существующие сети передачи данных;
    • организацию глобальной службы каталогов в интересах абонентов корпоративной вычислительной сети;
    • реализацию единого пользовательского интерфейчас, предоставляющего пользователям средства работы с коммуникационными ресурсами корпоративной вычислительной сети;
    • взаимодействие корпоративной сети крупных предприятий с бизнес-системами других организаций, вычислительным сетями государственных учреждений, финансово-кредитных органов, учавствующих в информационном обмене на правах абонентов телекоммуникационно корпоративной системы;
    • функциональную наращиваемость, обеспечивающую построение корпоративной вычислительной сети, как постоянно развивающейся и совершенствующейся, открытой для внедрения новых аппаратно-программных ресурсов, позволяющих развивать и совершенствовать состав и качество информационно-коммуникационных услуг без нарушения нормального функционирования сети.

    БУДЕТ В ТЕСТАХ

    Определяющим фактором при организации корпоративных вычислительных сетей и организации информационных связей между подразделениями крупных предприятий и организаций различного типа, где осуществляется распределенная обработка данных в ЛВС филиалов и концентрация данных в атоматизированном корпоративном информационном хранилище, является простота доступа к информационным ресурсам. В этой связи основной современного подхода технических решений в построении информационно технологии в корпоративных системах являются архитектура «клиент-сервер»

    Клиент — сервер — это модель взаимодействия компьютеров в сети. Как правило, компьютеры в такой конфигурации не являются равноправными. Каждый из них несет свое, отличное от других, назначение, играет свою роль. Некоторые компьютеры в сети владеют и распоряжаются информационно-вычислительными ресурсами, такими как процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, базы данных. Другие компьютеры имеют возможность обращаться к тим службам, пользуясь услугами первых.

    Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться — клиентом.

    Конкретный сервер опрелеляется видом ресурса, которым он владеет. Так, если им являются базы данных, то речь идет о сервере баз данных, назначение которого — обслуживать запросы клиентов, связанные с обработкой данных в базах;

    если ресурс — файловая система, то говорят о файловом сервере, или о файл-сервере итд.

    В сети один и тот же компьютер может выполнять роль как клиента, так и серверва.

    • Блок организации работы правления 9центрального офиса). Основной задачей является подготовка стратегического плана развития и руководства общей деятельности фирмы. Данный блок автоматизированной корпоративной системы отвечает за информационно обеспечение работы правления. Основная форма работы с информацией в этом блоке — получение и обработка информации, на основе которой вырабатывается стратегическое направление развития организации. Выработанный стратегический план развития доводится до всех структурых подразделений посредством телекоммуникационных средств.
    • Блок организации работы экономических финансовых служб. Данный блок обеспечивает функционирование финансовой дирекции и бухгалтерии организации. Основные задачи финансовых служб — сформировать обобщенную картину работы фирмы для правления, оптимизировать налогообложение фирмы, обобщить всю финансовю информацию деятельности организации и довести информацию до высшего руководящего звена фирмы.
    • Блок юридического обеспечения. Основной задаче является укрепление правового и имущественного положения фирмы. В данном модуле производится обработка информации, на базе которой выполняются следующие функции:
      • подготовка и ведение базы нормативно-правовой и справочной информации, регламентирующей внешнюю деятельность организации;
      • разработка и юридическая экспертиза документов, регламентирующих внутреннее функционирование фирмы;
      • юридическая экспертиза заключаемых сделок и договоров итд

    Организация решения основных задач по обработке информации и управлению крупной фирмой или корпорацией основывается на общем информационно пространстве, построении корпоративного автоматизированного хранилиза информации, что позволяется управлять текущей деятельностью фирмы, а также разрабатывать стратегические планы развития корпорации. Общее информационное пространство представляет собой организацию программной, аппаратной, информационной совместимости различных аппаратных платформ и архитектур обмена данными на всех уровнях управления и в различных корпоративных звеньях системы.